Вот прошла Олимпиада, а за нею и Паралимпиада в Сочи. Сколько было копий сломано, сколько сказано всего по поводу того, нужно нам это или нет!.. Зачем вообще ввязываться в такое сложное и, мягко говоря, затратное?!.. Порой слышалось от людей: «Лучше бы деньги потратили на что-нибудь более нужное». А дальше шло перечисление этого самого «нужного»... Не буду рассуждать, что могло случиться, если деньги были бы перенаправлены на другие нужды, но хочу сказать по поводу того, как они сработали в реальности, поделиться тем, что я увидел, услышал и узнал от своих маленьких учеников в школе.
Один раз в жизни?..
Еще перед началом Олимпиады мы говорили с ребятами о том, что в нашей стране скоро произойдет грандиозное событие, которое в их жизни вообще может случиться лишь один раз. И что, безусловно, интересно понаблюдать за всем, что будет происходить. Приятно, что и до моих слов многие дети уже знали о готовящейся Олимпиаде и с нетерпением ждали ее начала. Открытие смотрели почти все, притом что никто не заставлял их этого делать. А главное, дети не просто его посмотрели, а на следующий день делились с учителями и друг с другом впечатлениями: что видели, что им понравилось, а что не очень, какие моменты потрясли, что запомнилось больше всего. Открытие открытием, а соревнования? Весь месяц ребята переживали за нашу сборную, обсуждали новости не только на уроках физкультуры, но и на переменах: «А вы видели, как она упала и ружье сломала?», «Ох, как наши в хоккей неудачно сыграли!», «Вчера все три наших спортсмена заняли весь пьедестал почета!» И вот эти восторженные или слегка огорченные, а порой и просто констатирующие факт высказывания детей говорили о том, что они неравнодушны, что следят за всеми перипетиями борьбы, что вникают в правила игры и виды спорта, которые смотрят.
Мама, папа, я – спортивная семья!
Огромную роль, конечно же, здесь сыграли родители моих учеников. Если бы дома им не давали смотреть спортивные передачи, то не получили массы эмоций, не испытали восторга победы участников соревнований, а мы лишились бы тем для обсуждения. Многие родители смотрели Олимпиаду вместе с детьми. И это очень здорово! Следует понимать, что, отслеживая игры, ребята не просто включались в грандиозное спортивное шоу, или, лучше сказать, спортивный праздник, они самообразовывались, получали множество полезных знаний, которые сделали их более эрудированными, более знающими и более интересующимися. А это очень важно и наверняка пригодится им во взрослой жизни. Тем более что в данном случае знания не вдалбливались, детей не заставляли штудировать предмет. Маленькие мальчики и девочки сами заинтересовались и познакомились с новыми видами спорта, с правилами проведения соревнований. Они с удовольствием смотрели, как много участников из разных стран присутствуют на Олимпиаде, как спортсмены со всего мира относятся друг к другу… Всего сразу и не перечислишь: информации – море.
И, что интересно, никогда точно не знаешь, что выудит из него ребенок.
Невозможное – возможно!
Не менее интересно и влияние Паралимпиады. И хотя у нас в стране не принято ее так же широко освещать, как основные игры, в этом году по телевидению соревнований показывали намного больше, чем это было ранее, что также было весьма полезно и детям, и нам, взрослым. Где как не на Паралимпиаде можно увидеть людей, проявляющих огромную силу духа! Вот они – реальные примеры того, чего может достичь человек!
Когда я занимаюсь с детьми, то довольно часто использую упражнения, которые выполняются с закрытыми глазами. И увиденное моими учениками на Паралимпиаде, теперь мне очень помогает. На занятиях я напоминаю детям о соревнованиях, в которых участвуют плохо видящие люди, а затем прошу выполнить простейшие упражнения: пройти по прямой с закрытыми глазами и потом посмотреть, насколько будет отклонение в ту или иную сторону; походить змейкой, поставив стойки с дистанцией не менее одного метра. Что касается второго упражнения, то сначала дети проходят маршрут с открытыми глазами, а уже потом пробуют проделать то же самое «в темноте». Конечно, тут не стоит забывать о подстраховке!
После упражнений сравните, сколько времени дети потратят на тот и другой вариант. Обратите их внимание, какая разница получилась, насколько сложнее стало проходить эту вроде бы нетрудную дистанцию. Пример простой, но очень показательный. Производит сильное впечатление на детей.
Но это мы только «зрение проверили». А если попробовать передвигаться на одной ноге? Например, на лыжах. Или побегать, убрав одну руку за спину, либо покататься на доске на колесиках, сидя, как следж-хоккеисты или лыжники, которые из-за отсутствия ног передвигаются так.
Такие простые задания дадут детям максимально возможное представление о том, с какими трудностями сталкиваются спортсмены-инвалиды. А когда они не только посмотрят, но и сами попробуют эти сложные задания, то и понимание всей ситуации будет иным. Ведь одно дело просто смотреть соревнования по телевизору, а совсем другое прочувствовать это на себе.
На финишной прямой
Попробую резюмировать. То, что зимние Олимпийские игры прошли в нашей стране – это не только грандиозное, но и очень полезное событие. Я не буду говорить о том, что останется тренировочная, да и соревновательная база, на которой в будущем вполне могут тренироваться наши спортсмены и проходить различные этапы чемпионатов мира. Скажу вот что: под влиянием выступлений спортсменов на Олимпийских играх тысячи мальчишек и девчонок уже бросились записываться в различные спортивные кружки или секции. И пусть далеко не все потом останутся в них и продолжат полноценные занятия, но большинство получат драгоценный опыт. А кроме того, почему бы среди этих тысяч не найтись какому-нибудь самородку, который сможет проявить себя в будущем? Почему бы ему самому в дальнейшем не стать олимпийским чемпионом? И в этом случае уже его пример будет служить движущей силой для новых поколений. Вот так и получится «круговорот олимпийских чемпионов». Разве это плохо?