Инклюзивное образование – одно из самых ярких и противоречивых нововведений в нашем современном образовании. Ярких, потому что дети с ограничениями здоровья получили возможность выйти из некой изоляции и быть частью социума, знать, чем живут их сверстники и тоже жить этим. Противоречивых – потому что внедрение инклюзивного образования сопровождается рядом трудностей, и мнения участников этого процесса – педагогов, родителей, детей – могут быть очень разными.
Основная сложность при внедрении инклюзивного образования заключается в неготовности школы, педагогов, родителей к этому процессу. Учителя зачастую обеспокоены тем, что не владеют методиками, технологиями работы с теми или иными категориями детей. Сейчас эта проблема активно решается системой повышения квалификации педагогов, потому что как таковых понятий «инклюзивная школа» или «инклюзивный детский сад» на данный момент не существует. Любая школа априори является инклюзивной и должна быть готова принять любого ребенка вне зависимости от его особенностей и состояния здоровья. Родители «условно нормативных» детей волнуются, потому что не очень понимают, чего ждать от ребенка, «не такого, как все».
"ПР"-досье |
|
Инклюзивное образование – это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, – в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку. (http://perspektiva-inva.ru/inclusive-edu/law/vw-371/) |
Самой толерантной и принимающей стороной в этой ситуации являются дети. Вопреки опасениям взрослых и стереотипам вроде «дети жестоки», одноклассники (особенно в младших классах) при адекватной позиции взрослых (в первую очередь, учителя) довольно быстро привыкают и принимают нового члена коллектива. Для них очень важно объяснить ситуацию один раз, сказав, например: «Маше трудно учиться самостоятельно, поэтому вместе с ней на уроках будет присутствовать Елена Ивановна, ее помощник» или «Егору бывает трудно выдерживать целый урок, сидя за партой, поэтому иногда он будет уходить за перегородку, чтобы побыть одному». В этих случаях ситуация становится детям понятной, а значит – безопасной. Зачастую дети более осведомлены о том, как лучше взаимодействовать и помогать новому однокласснику, взрослым важно лишь поддержать это отношение.
Родители ребенка с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать, отдавать своего ребенка в общеобразовательную или специальную, коррекционную школу. Помощь в определении индивидуальной образовательной траектории оказывает психолого-медико-педагогическая комиссия. Именно заключение комиссии является основанием для создания особых условий обучения.
"ПР"-досье |
|
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. |