Запоминать умеет тот, кто умеет быть внимательным
— С. Джонсон
«Будь внимательным!», «Сосредоточься!». Если вам приходится произносить такие фразы, это означает, что пора обратить внимание на развитие концентрации и устойчивости внимания, способствовать формированию внимательности. Готов ли ребенок к обучению в школе, какова его познавательная активность, насколько будет успешно его обучение в школе, все это зависит от особенностей развития внимания. Внимание тесно связано и трудноотделимо от остальных психических процессов. От него зависит, на сколько точно и детально будет воспроизведение. От того, насколько развито внимание зависит направленность и продолжительность мыслительной деятельности. Внимание помогает в тренировке памяти и воли.
Устойчивое внимание начинает активно развиваться только к 9-10 годам. До этого времени внимание имеет, как правило, непроизвольный, неустойчивый, кратковременный характер. Детям легко сконцентрироваться на том, что им нравится и интересно, в иных случаях требуется достаточно усилий, чтобы сосредоточиться. Поэтому важно сформировать у ребенка привычку быть внимательным, так как недостаточное развитие внимания влечет за собой ряд проблем.
Признаки невнимательности:
- Ребенок не может сосредоточиться на деталях, допускает ошибки по невнимательности
- Существует неспособность удержать внимание и вслушиваться в обращенную к ребенку речь
- Повышенная отвлекаемость
- Ребенок не может довести дело до конца самостоятельно, без посторонней помощи и напоминаний
- Негативное отношение к заданиям, где от ребенка требуется напряжение
Избежать таких проблем можно, если учесть индивидуальные особенности ребенка и применять упражнения, которые направлены на развитие внимания.
Эффективные упражнения для тренировки концентрации и устойчивости внимания
Вычеркивание букв
За основу этого упражнения взят тест Бурдона, который направлен на выявление развития концентрации, устойчивости, а также переключаемости внимания. Вам понадобится лист бумаги, на котором в случайном порядке рядами расположены буквы. Вместо букв можно использовать цифры, фигуры. Можно взять текст из газеты или журнальный текст.
Цель: необходимо вычеркивать заданную букву (знак или фигуру), которая была указана в инструкции.
Инструкция: «Просматривая ряд за рядом, слева направо, вычеркни все буквы «К».
Варианты упражнения: вычеркивать сочетания букв («СО», «КА»); вычеркивать одну букву, другую обводить; одну букву (цифру, фигуру) подчеркивать, другую вычеркивать; использовать буквы русского и английского (немецкого, французского и т.д. в зависимости от изучаемого ребенком языка); сочетать буквы и цифры (фигуры-буквы, цифры-фигуры).
Пример: «фывакпервоцып вуклждьтсрлоукарофлстк пралпжбиьоки имрльхвщаготрло ктвфпроутаолктйрл алкортоцгкзко тмтырокл лктккдфотфввакккйй цвсткккдмплтфдловзщ»
Найди слова
Данное упражнение является модификацией теста Мюнстерберга, который направлен на диагностику избирательности и концентрации внимания.
Задача: максимально быстро читая текст, обвести слова.
Инструкция: « Перед тобой лист бумаги, на котором имеется набор букв, среди которых «спрятаны» слова. Быстро читая этот текст, тебе необходимо найти все слова. Здесь их восемь (пять, десять)». Количество спрятанных слов будет зависеть от ваших целей и особенностей развития внимания ребенка. Лучше начинать с более простых заданий, постепенно усложняя, добавляя по 2-3 слова с каждым новым выполнением. Это позволит создать ситуацию успеха и будет мотивировать ребенка добиваться новых высот в выполнении упражнения.
Варианты проведения: можно закладывать в наборы букв слова по определенной тематике. Это могут быть самые различные темы: школа, марки автомобилей, транспорт, фрукты, овощи, словарные слова и т.д. Отличным вариантом станет задание, где вы учтете интересы ребенка. Можно использовать иностранный язык, так вы сможете не только развить внимание, но и повторить изученную тему.
Пример: «учебникйцыф тетрадьбжюздручка чсмяпортфельфячмитпе налвнгккнигаэждлмелйфвм карандашхжрпн», «zxqwdecember lmkimayxcvbjul ysdfgjanuarynm weaprilbnvhgjun enbvewfebruaryv bncxmarchoiuyt augustpoqwsept embervrdfnovem bercxzsdoctoberqweui»
Найди ошибку в тексте
Задача: найти ошибку в тексте.
Инструкция: Перед тобой небольшой текст. Прочитай внимательно и найди ошибки. Старайся работать быстро, но будь внимательным: не пропусти ни одной ошибки и не вычеркни ни одной лишней.
Варианты проведения: начинаем с более простого варианта, постепенно увеличивая количество предложений и количество заложенных ошибок. Можно брать любой текст, но соответствующий возрасту ребенка.
Пример: «Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с сабаками подбежал к нему.» из сказки Л.Н. Толстого «Котенок».
Арифметические задачи
Это упражнение помогает развивать концентрацию и слуховое внимание.
Задача: решить озвученное задние и написать ответ.
Инструкция: «Сейчас я буду произносить задание. Твоя задача – внимательно слушать и выполнять действия, которые я называю. Когда я произнесу слово «Пиши!», ты должен записать полученный ответ. Все понятно? Тогда давай попробуем.»
Пример: « Есть два числа 5 и 4. Сложи эти два числа, вычти три, прибавь два. Пиши! (ответ: 8)
Варианты проведения: В зависимости от уровня математических знаний ребенка. Можно брать двузначные, трехзначные числа, использовать умножение, деление, делать цепочку выражения более длинной. Например: «Есть два числа 23 и 46. Вторую цифру первого числа прибавь ко второй цифре второго числа, отними первую цифру первого числа, умножь на первую цифру второго числа. Пиши! (ответ: 28).
Таблицы Шульте
Еще одно упражнение, которое отлично развивает концентрацию и устойчивость внимания — работа с таблицами Шульте.
Задача: искать цифры в определенной последовательности.
Варианты проведения: вы можете искать цифры в прямом и обратном порядке; попросите ребенка искать только четные или нечетные числа.
Познакомиться подробнее и скачать Таблицы Шульте, потренироваться онлайн можно здесь.
Заключение и обратная связь
Развивать, тренировать внимание, так же важно и необходимо, как и обучать ребенка читать, писать, считать. Формирование привычки «Быть внимательным» позволяет развивать внимательность, как свойство личности. Предложенные упражнения могут быть применены не только в работе с детьми, но и для тренировки концентрации и устойчивости внимания взрослых. Поделитесь, пожалуйста, в комментариях, была ли полезна для вас полученная информация.
Гармоничного развития!